ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Фонема - это звук, придающий слову конкретный смысл. Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи.                                                                                                                                                                                     Фонематический слух отвечает за способность человека различать звуки:                   

 - узнавать наличие конкретного звука слове; - различать слова, которые состоят из одинаковых звуков (ракета-карета; липа-пила; кулон-клоун); - различать слова, которые отличаются лишь одним звуком (коса-коза, куча-туча, ваза-база).

Малыши не способны различить правильное произношение от неправильного. Они путают слова близкие по звучанию, что приводит к снижению понимания смысла речи. Если фонематический слух плохо сформирован, ребёнок запоминает, повторяет то, что ему слышится, а не то, что ему на самом деле сказали. В дальнейшем у таких детей возникают сложности в овладении чтением и письмом. Но они растут, развиваются. Ребёнок 5 лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позиции (в начале, в середине, в конце) и уметь устанавливать последовательность их расположения в словах. В дальнейшем, в школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так. Если фонематический слух недостаточно сформирован, то ребенок в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ребёнок заменяет глухие на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала).

Прежде чем научиться различать и анализировать звуки, ребенок должен уметь сосредоточиться на звуке – это слуховое внимание, без которого невозможно слышать и понимать речь.


Предлагаю вам несколько игр и упражнений, которые в легкой непринужденной форме помогут развитию у ребенка фонематического слуха.

«Ушки - слушки» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен, стучат деревянные, металлические ложки, и т.д.)

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.

Звуки должны быть ясные и контрастные. Дети узнают звуки и называют предметы ихиздающие.                                                                                                                                                                            «О чём говорит улица?» Кто больше услышит звуков улицы.                                                                                       

«Громкие подсказки» 
  Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши).
Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется,тихие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                
«Найди пару»
    Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек из-под йогурта, киндер-сюрпризов наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.                                                                                                                                                                  «Какой  звук» 
Ребенку дают две карточки, на одной длинная полоска, на другой - короткая. Взрослый издает звук на каком-либо музыкальном инструменте: дудочке, металлофоне, пианино. Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен определить, какой звук: длинный или короткий и показать соответствующую карточку.                                                                                                                                                                                            «Повтори за мной»                                                                                                                                                       Взрослый отстукивает простой ритм ладошками, ребенок должен повторить. В дальнейшем ритм усложняется. Затем ритм задает ребенок, а взрослый повторяет.                                                                                                                      «Теремок»                                                                                                                                                               Приготовьте картинки или игрушки: теремок, мышка, ежик волк.

Взрослый говорит: «Чтобы попасть в теремок, в него надо постучаться.                                                                         Мышка должна стучать вот так: «ТУК-ТУК».   ! - !                                                                                                           Ежик вот так: «тук-тук-тук».    !!!                                                                                                                                            Волк вот так: «ТУК-тук-тук».   ! - !!                                                                                                                                      Угадай, кто стучит! Взрослый поочередно изображает и проговаривает как стучали  звери.                                                                                                                                                                                               «Зверушки забыли, как надо стучать, чтобы попасть в теремок. Помоги им! Скажи и покажи, как надо стучать мышке, ежику, волку».                                                                                                                                                         «Подскажи словечко» - «Подскажи слово, какое подходит, затем проговори все сам».                                                                                                                                                                                             Подготовьте картинки – петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.                                                                                                                                                                                   ХА-ХА-ХА - мы поймали… петуха                                                                                                                                    ОХ-ОХ-ОХ – мы посеяли… горох                                                                                                                                          КО-КО-КО – кошка любит… молоко                                                                                                                                    ОК-ОК-ОК – Саня пил вкусный… сок                                                                                                                               ОМ-ОМ-ОМ – мы построим большой… дом                                                                                                                     ОК-ОК-ОК – бегал маленький… щенок