ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

СОДЕРЖАНИЕ   РАБОТЫ

Направление коррекционной работы

Период реализации

Обследование речи детей, оформление речевых карт

Разработка индивидуальных программ обучения

Мониторинг общего и речевого развития детей

Сентябрь

Сентябрь, май

Развитие психологической базы речи

1.Развитие восприятия: развивать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств; закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; обучать умению сравнивать предметы между собой. Продолжать развивать представление о пространственных и временных отношениях, умение узнавать предметы на ощупь. Учить фиксировать полученный чувственный опыт в речи.

2.Развитие внимания: развивать умение различать звуки, определять источник и направление звука, опознавать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам; развивать умение запоминать и называть слова, картинки в заданной последовательности; развивать умение замечать изменения в предметах, их изображениях.

3. Развитие мышления: развивать наряду с наглядно-действенным наглядно-образное мышление, простейшие виды речевых суждений. Закреплять умение выделять отдельные части и характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Продолжать формировать и развивать процессы обобщений и отвлечений.

4. Развитие памяти: развивать умение удерживать в памяти зрительные образы, инструкции, запоминать потешки, чистоговорки, стихи и короткие рассказы.

5. Развитие тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики рук: развивать умение захватывать и удерживать мелкие предметы, производить целенаправленные действия с ними, правильно устанавливать кисть и пальцы руки на предметах, использовать эти умения в активной деятельности.

Продолжать развивать умение воспринимать и дифференцировать на ощупь форму и величину предметов, твердые и мягкие предметы; выделять характерные признаки по различным качествам поверхностей материалов, по температуре(холодный - теплый); выбирать предмет на ощупь по слову.

Развивать координированные движения рук, зрительно-моторную координацию.

Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковой гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозаиками, конструкторами, трафаретами, обводками по контуру.

Предпосылки Учебных Действий

Познавательные

-ориентировка в пространстве и времени;

-классификация, сравнение, обобщение объектов;

-осознанное и произвольное построение устного высказывания;

-умение устанавливать причинно-следственные связи;

-умение производить анализ и синтез объектов;

- умение работать со схемами;

-умение ориентироваться в книге (тетради);

-умение работать по иллюстрации.

Регулятивные

-умение удерживать внимание, слушая короткий текст, рассматривая

картинку;

-умение работать по инструкции взрослого;

-умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

-умение правильно держать орудия письма.

Личностные

-формирование познавательной и социальной мотивации;

-формирование адекватной самооценки;

-формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.           Коммуникативные    

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

-умение слушать собеседника;

-умение ставить вопросы;

- умение обращаться за помощью;

-умение предлагать помощь и сотрудничество.

В течение года

В течение года

Развитие речи

1 период  

сентябрь, октябрь, ноябрь

Развитие словаря

1. Работа по расширению понимания речи.

2.Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

3.Работа по формированию смысловой стороны слов:

1) «Что значит слово ... (посуда, пылесос, холодильник и т. д.)?»

2) Формирование умения применять слово в смысловом контексте «Закончи предложение: Помогай дома ... (маме)» и т. п.

4. Расширение объема правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений (слякоть, урожай, подосиновик, плащ, комбинезон и т.д.).

5. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности, на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов. Формирование и развитие родовых и видовых обобщающих понятий (по календарно-тематическому плану).

6. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных глаголами с различными приставками; личных и возвратных глаголов (наливать, выливать, поливать; одевать – одеваться и т.д.).

7. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами.

8. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов (большой - маленький, старый - новый).

9. Расширение и закрепление понимания значения простых предлогов (в, на, у, за, под, над) и активизация их в речи.

10. Расширение экспрессивной речи: притяжательными местоимениями (мой, твой, наш, ваш, ее, его); указательными наречиями (тут, здесь, там); количественными и порядковыми числительными.

11. Закрепление в речи понятия «слово» и умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи  

1.Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм ед. и мн. числа имен существительных, глаголов настоящего, прошедшего времени.

2.Развитие навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлогов и с некоторыми простыми предлогами (куклой, на кукле).

3.Развитие умения образовывать и использовать в активной речи существительных с умен.-ласк. суффиксами, глаголов с различными приставками.

4.Формирование и развитие навыка образования и использования в речи относительных прилагательных (дубовый, шерстяной, кожаный).

5.Развитие навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже; его практическое использование.

6.Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении.

7.Обучение распространению простого предложения однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями.

Развитие фонетико-фонематической системы языка,      навыков языкового анализа и синтеза

1.Закреплять умение выделять из ряда звуков гласные звуки «А», «У».

2.Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков «АУ», «УА».

3.Закреплять умение различать на слух слова с начальными ударными звуками «А», «У».

 Развитие общих речевых навыков  

1.Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

2.Закрепление навыка мягкого голосоведения.

3.Закреплене умения пользоваться умеренным темпом речи в упражнениях на координацию речи с движением.

4.Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Коррекция произносительной стороны речи

(по индивидуальным планам)

1.С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.

2.Уточнение артикуляции, подготовка к постановке, постановка свистящих и шипящих звуков; их автоматизация.

3.Автоматизация в игровой и свободной деятельности.

  

Работа над слоговой структурой слова

1.Развитие умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов.

2.Обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан, стакан).

Развитие связной речи

1.Воспитание активного произвольного внимания к речи.

2.Совершенствование диалогической и монологической форм речи, умения задавать вопросы и правильно отвечать на них. Помочь перейти на качественно новую ступень ведения диалога – от соучастия к сотрудничеству.

3.Обучение составлению предложений из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

4.Обучение составлению рассказов-описаний и загадок-описаний по образцу, по плану с опорой на картинки-символы по всем лексическим темам.

5.Обучение пересказу хорошо знакомых сказок, коротких текстов со зрительной опорой и помощью логопеда, по предложенному плану.  

Подготовка к обучению элементам грамоты

1.Знакомство с гласными буквами А, У, О, И.

2.Обучение составлению букв из палочек, выкладыванию из шнурка, лепке из пластилина и пр.

3.Формирование представления о том, чем звук отличается от буквы.

4.Обучение составлению и чтению слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ,    УО, ОУ, ИУ, УИ.















2 период  

декабрь, январь, февраль

Развитие словаря

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.

3. Дальнейшее обеспечение активизации пассивного речевого запаса.

4. Расширение объема правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений (в соответствии с тематическим планом).

5. Совершенствование понимания обобщающего значения слова.

6. Дальнейшее расширение глагольного словаря (приставочные глаголы).

7. Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными.

8. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов (большой - маленький, старый – новый, крупный - мелкий); слов-синонимов (желтый – золотой, покрывать – устилать); сложных слов (садовод, овощевод, картофелекопалка).

9. Дифференциация предлогов НА – С, В - ИЗ, НАД - ПОД.

10. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

  
















Формирование и совершенствование грамматического строя речи  

1.Дальнейшее обучение согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.

2.Обучение использованию в речи предлогов: перед, за, около, возле.

3.Обучение образованию и использованию в речи:

существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят;

притяжательных прилагательных по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

4.Введение в речь глаголов, обозначающих трудовую деятельность, характеризующих ее.

5.Обучение образованию (по образцу) однокоренных слов (кот – котик –котенька – котище).

  




Развитие навыков звукового и слогового   анализа и синтеза

1.Дать детям представление о гласном и согласном звуках, их различиях.

2.Обучение выделению конечных, а затем начальных согласных в словах.

3.Обучение подбору слов на заданный гласный, согласный звук.

4.Обучение анализу обратных и прямых слогов.

5.Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.

6.Обучение делению на слоги односложных, двусложных и трехсложных слов. Ввести понятия: «слово», «слог».

  

Развитие общих речевых навыков  

1.Дальнейшее развитие правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.

2.Обеспечение активного развития интонационной выразительности речи детей, тембровой окраски голоса в инсценировках, играх – драматизациях.

3.Совершенствование четкости дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.

Коррекция произносительной стороны речи

(по индивидуальным планам)

1.Дальнейшее продолжение работы по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.

2.Продолжение автоматизации поставленных звуков в словах, предложениях, чистоговорках, рассказах и обыденной речи.

3. Подготовка к формированию правильной артикуляции звука «Р».

  

Работа над слоговой структурой слова

1.Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с закрытым слогом (молоток, утенок).

 

Развитие связной речи

1.Совершенствование навыка составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

2.Совершенствование диалогической и монологической форм речи, умения задавать вопросы и грамотно отвечать на них.

3.Совершенствование умения составлять рассказ-описание и загадку-описание по предложенному плану, пересказывать короткие тексты по плану с опорой на картинки-символы (по всем лексическим темам).

4.Обучение составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.

 

Подготовка к обучению элементам грамоты  

1.Знакомство с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

2.Совершенствование навыка выкладывания букв из палочек, шнурочков, мозаики, лепки из пластилина, «рисовании» в воздухе и пр.

3.Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

4.Обучение чтению закрытых слогов (АП), открытых слогов (ПА), слов (КОТ, МАМА).


3 период  

март, апрель, май

Развитие словаря

1. Развитие понимания речи.

2. В процессе обогащения словаря (по всем лексическим темам), уточнения смыслового значения слов – названий свойств, действий фиксировать внимание на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении.

3. Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых словосочетаний.

4. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, многоэтажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет), словами в переносном значении (золотые руки), однокоренными словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный).

5. Обогащение активного словаря относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный); прилагательными с противоположным значением (гладкий – шершавый).

6. Обогащение экспрессивной речи всеми простыми предлогами и некоторыми сложными (ИЗ –ЗА, ИЗ – ПОД, МЕЖДУ,ЧЕРЕЗ, ОКОЛО).

7. Активизация употребления ранее освоенных частей речи.

  












Развитие грамматического строя речи

1.Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительных в ед. и мн. числе (по лексическим темам).

2.Дальнейшее обучение согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).

3.Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных (по лексическим темам).

4.Закрепление умения использовать в речи все простые предлоги (по всем темам).

5.Обучение согласованию числительных два и пять с существительными.

6.Обучение образованию и практическому употреблению глаголов в ед. и мн. Числе (по всем темам).

  








Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений  

1.Обучение навыку фонематического анализа слов типа: кот, уха, кит, лось.

2.Обучение навыку подбора слов на заданный звук, слов с этим звуком в определенной позиции в слове.

3. Обучение навыку слогового анализа слов и анализа предложений без предлогов.

  

Развитие общих речевых навыков

1.Дальнейшее развитие интонационной выразительности речи

2.Совершенствование четкости дикции.

3.Развитие способности изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.


Коррекция произносительной стороны речи

(по индивидуальным планам)

1.Продолжение подготовки артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей и специализированной артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

2.Продолжение автоматизации поставленных звуков.

3.Обучение дифференциации свистящих и шипящих звуков: в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, текстах.

4.Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного артикуляционного уклада сонорных звуков; формирование правильной артикуляции сонорных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных (аптека), со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, самосвал).

  


Развитие связной речи

1.Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимулирование собственных высказываний детей, являющихся основой познавательного общения.

2.Дальнейшее развитие навыков составления рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке, пересказа коротких текстов.


Подготовка к обучению элементам грамоты  

1.Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.

2.Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из различного материала, лепки.

3.Обучение нахождению буквы среди наложенных друг на друга изображений букв.

4.Обучение чтению слогов, слов, коротких предложений.