"Совместное рисование" и развитие речи ребенка.

Совместное рисование - это не рисование как вид   продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Особенно важной при совместном рисовании является возможность   развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет   уточнить   значение   слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка.

«СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ» и развитие речи ребенка

Известно, что рисование один из главных способов познания и отражения окружающего мира. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения.

Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

                «Совместное рисование»

Недостаточное речевое развитие малыша, несформированность графических навыков и умений мешает ему выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы.

Поэтому рекомендую родителям использовать особый игровой метод взаимодействия родителей и ребенка при изучении лексических тем – это метод «совместного рисования».

Совместное рисование - это не рисование как вид   продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. В   ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок в соответствии с изучаемой лексической темой, эмоционально комментируя происходящее. Ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок различными деталями. Взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования, делая паузы, комментируя свои действия, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить   рисунок, ответить на поставленные вопросы.                                                                    Такая работа открывает новые возможности для ознакомления ребенка с окружающим миром, позволяет обобщить представления об окружающем, научить ребенка пользоваться уже имеющимися у него знаниями.  Особенно важной при совместном рисовании является возможность   развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет   уточнить   значение   слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка.                     

                          «Предметное рисование»

Начинать   занятия по совместному рисованию следует с изображения   предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Например: « Ой, какие красивые конфетки в коробке (вазочке, конфетнице)! Они разноцветные и у каждой свой вкус. Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у неё вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Так можно закреплять название цвета, образование относительных прилагательных. Ребенок наблюдает за происходящим на листе бумаги и прислушивается к комментарию, отвечает на вопрос. Далее продолжается рисование «по заказу» ребенка. «Какого цвета будет следующая конфетка? А какой у неё вкус?» Ребенок продолжает рисование в соответствии со своими возможностями – дорисовывает, штрихует, раскрашивает. Он комментирует свои действия, родители ему в этом помогают.                                                                             Малыш узнает новые слова и учится понимать, что они означают. Так, взрослый может нарисовать какой-то простой предмет и рассказать ребенку, как он называется и что означает. Это развивает словарный запас малыша.

В предметном рисовании   родителям рекомендуется использовать различные материалы – карандаши, фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Можно одновременно применять различные изобразительные средства, варьировать цвет, форму, размер предмета и положение его в пространстве.        

     «Превращение овала» и «Волшебный круг»

При изучении различных лексических тем («Овощи», «Фрукты», « Домашние животные», «Комнатные растения» и др.) родителям рекомендуется широко использовать и такое упражнение, как «Превращение   овала». В ходе выполнения, у ребенка формируются представления о форме предмета, его частях и конкретных особенностях. Обговаривая это с ребенком, проговаривая последовательность дорисовывания предмета, родители активизируют словарь ребенка по данной    лексической теме и отрабатывают различные грамматические категории. Упражнения «Превращение овала» и «Волшебный круг» используются и при закреплении правильного звукопроизношения.  

                «Сюжетный рисунок»

Предметный рисунок заменяется сюжетным. Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда специально прекращает рисование или «забывает» нарисовать какую-то важную деталь и предлагает ребенку завершить рисунок самостоятельно. Чтобы   ускорить и облегчить процесс создания сюжетной картинки, можно использовать наклейки, совмещать рисование и аппликацию.      Для активизации    мыслительной деятельности и речевой активности, тренировки внимания   и памяти, можно использовать   рисование   загадок.  Выполнение сюжетного рисунка помогает родителям не только обогащать и активизировать словарь ребенка, но и организовать работу по развитию связной речи – ответы на вопросы, составление предложений, их правильное грамматическое оформление. И как итог, по   выполненным   работам совместно составляется   рассказ.

        «Любопытный карандаш»

Взрослый создаёт изображения, разговаривая с «любимым карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» «любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Такой приём позволяет эффективно развивать диалогическую функцию речи.

          «Оживление картины»

Взрослый предлагает «оживить» картину. Вместе распределяют роли персонажей или объектов, изображенных на рисунке - картине, затем, передают ее содержание и особенности композиции.

      «Дополнение изображения»

Взрослый демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у ребенка создаёт его. Предлагает ребенку дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.

 

Метод совместного рисования позволяет специально создавать ситуации, в которых возможно развивать речь ребенка, закреплять те или иные грамматические категории, развивать связную речь. Можно предложить ребенку несколько вариантов развития рисунка, обсудить их и позволить ребенку выбрать. Можно уточнить дальнейшее развитие рисунка путем обсуждения   по наводящим вопросам.

Не стоит начинать совместное рисование, если вы не располагаете достаточным количеством времени. Это занятие требует отдачи с полным «погружением».