Занимаемся дома

Ни  один  ребенок  не  может  полноценно  развиваться  вне  семьи,  и  никакой  даже  самый  профессиональный  логопед  не  способен  обеспечить  ребенку всей  полноты  представлений  об  окружающем  мире,  всей  полноты  речевого  общения. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без привлечения к этому процессу его семьи и, в первую очередь родителей. Для эффективности совместных усилий учителя-логопеда и родителей необходимы, прежде всего, желание и активность родителей, а также их определенная методическая подготовленность.

В разработанных мною рекомендациях представлены раз­личные речевые игры и упражнения, задания для развития мелкой моторики рук и координации речи с движением.

Они направленные на устранение специфических речевых нарушений у детей-дошкольников с недоразвитием речи системного характера. Материал подобран в соответствии с лексическими темами, возрастом и уровнем речевого развития ребенка.

Целью предложенного дидактического материала являет­ся помочь родителям активно и правильно участвовать в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ре­бенка.

Используя предложенный материал дома, родители могут закреплять с ре­бенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки. Это можно делать и в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин и т.д., т.е. в повседневной жизни.

Важно помнить, что успех коррекционной логопедической ра­боты во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители к выполнению «домаш­них заданий» логопеда.


Тема « Осень. Деревья»

Родителям рекомендуется:


  • Рассказать ребенку какое время года наступило. Обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, часто дует ветер, идет дождь). Закрепить в речи слова, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено; хмурый, дождливый (день).

  • Обратить внимание детей на внешний вид и состояние деревьев: ранней осеню они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые. Рассмотреть с ребенком различные деревья и запомнить их названия – береза, рябина, дуб, клен, ель. Упражнять детей в умении узнавать эти деревья по листьям, плодам, характерным особенностям стволов. «На что похожи листья?»

  • Назвать части дерева. Обратить внимание на направление роста веток ели и других деревьев.

  • Игра с мячом «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дуб – дубок, осина – осинка и т.п.

  • Игра с мячом «Один – много» - образование множественного числа существительных. Дуб – дубы, клен – клены и т.п.

  • Прочитать ребенку стихотворение, обсудить его, заучить.

Осень

Осень с листьями играет,

листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

прямо на руки ребят.


  • В альбоме (тетради) обведите листок березы, дуба, клена и предложите ребенку раскрасить их «красками осени».

  • «С какой ветки эти детки» - образование относительных прилагательных. Листок какой? – дубовый, кленовый, березовый и т. д.

  • Развиваем пальчики
    Из палочек выложить 2 дерева: ель и любое другое.

  • Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

плавные волнообразные движения

ладонями

загибают по одному пальчику на
обеих руках

спокойно укладывают ладони на стол   

  • Общие речевые навыки
    Развитие длительного плавного выдоха:

Упражнение «Осенние листочки» - на уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие листья(или из цветной бумаги).Медленно набираем воздух через нос .Следим, чтобы не поднимались плечи. Губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек.


Какое время года изображено на картинке? Как ты догадался?

С какого дерева опадают листочки? Какие это листочки? (КЛЕНОВЫЕ).

Четко проговори слово «КЛЕНОВЫЕ».

Какие деревья ты еще знаешь? Правильно назови их листочки (березовый, дубовый, рябиновый).


    Раскрась картинку: 1 – красный, 2 – синий, 3 – желтый.

  • Выучите стишок, поупражняйтесь передавать интонацию вопроса:

    Кленовый листок

    на ладошку похож.

    Похож на ладошку?

    Конечно похож!