"Занимаемся дома" Тема "Осенняя одежда"

Лексический материал и речевые игры по теме "Осенняя одежда, обувь и головные уборы" для детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»                                                                  Родителям рекомендуется:

1.Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года.

Следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение.

2.Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, рукава, застежка- молния, пуговицы, ….).

3.Дидактическая игра «Один – много».

Употребление множественного числа существительных.

Шапка – шапки; куртка – куртки; перчатка – перчатки; шарф – шарфы; и т.д.

4.Дидактическая игра «Большой – маленький».

Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Шапка – шапочка; куртка – курточка; сапоги – сапожки; и т.д.

5.Дидактическая игра «Подбери признак».

Куртка (какая?) - красная, теплая … .

Сапоги (какие?) – красные, теплые … .

Шарф (какой?) – красный, теплый … .

Пальто (какое?) – красное, теплое … .

6.Предложите ребенку назвать – «одежду» , «обувь», «головные уборы»;

Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

7.Вырезать и вклеить в альбом (тетрадь) картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов; или вместе с ребенком нарисовать их.

8.Прочитать и выучить стихотворение.

Дождик, дождик кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Общие речевые навыки

1.Развитие плавного длительного выдоха – упражнение «Листочки».

2.Артикуляционная гимнастика – общая:

Упражнения «часики», «качели», «посмотри вокруг», «футбол».

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз,     (попеременные хлопки ладонями и

Сколько обуви у нас.              удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки       (На каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки,        по одному пальчику, начиная с большого).

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Ввести в словарь

существительные: одежда, платье, сарафан, кофта, брюки, шорты, рубашка, майка, трусы, свитер, куртка, пальто, плащ, комбинезон, шапка, берет, кепка, платок, шарф, рукавицы, перчатки;

фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп;

рукав, капюшон, подол, застежка, пуговица, петля, молния, манжета;

обувь, ботинки, полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги, босоножки, сандалии, тапки; резина;

подошва, каблук, носок, задник, шнурки;

прилагательные: шерстяной, шелковый, меховой, трикотажный, вельветовый, резиновый, кожаный;

теплый, легкий, удобный, нарядный, осенний;

глаголы: носить, надевать, одевать, обувать, снимать, расстегивать (расстегивай ), застегивать (застегивай), развязывать, завязывать, вешать, ставить, складывать.    

                       «Давайте поиграем»

1. «Четвертый лишний» (по картинкам, на слух)

свитер, куртка, сапоги, шарф;

платье, туфли, рубашка, шорты;         и т.д.

2. «Подбери признак»:

куртка (какая?) – красная, теплая, меховая, новая, ... ;

шарф (какой?) - .... ; пальто (какое?) - .... ; сапоги (какие? ) - ... ;

3. «Веселый счет» - согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два –две :

одна рубашка, две рубашки, три рубашки, четыре рубашки, пять рубашек;

один шарф, два шарфа, ...., пять шарфов;   и т.д.

4. «Чья, чей, чьи, чье?» - употребление притяжательных местоимений:

1) Это чья шапка? – Моя шапка.

      Это чьи перчатки? – Мои перчатки.

     Это чей шарф? – Мой шарф.

      Это чье пальто? – Мое пальто.

   2) Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

       моя – шапка, ....; мой – шарф, ... ; мои – перчатки, ... .

   3) «Исправь ошибку» - понимание значений притяжательных местоимений:

       Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф, ... .

5. «Назови, какие» - образование относительных прилагательных:

   сапоги из резины – резиновые сапоги; шапка из шерсти – шерстяная шапка; перчатки из кожи – кожаные ...; и т.д.

    Составить описательный рассказ об одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».