И СНОВА О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В связи с тем, что я являюсь шеф-реактором издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС», часто захожу на родительские форумы. И все чаще встречаюсь с тем, что мамы младших школьников пишут о задержках речевого развития у своих восьми-девятилетних детей. Но ЗРР у младших школьников в 8-9 лет – это фантазии мам, не желающих принимать действительные диагнозы своих детей.

На этом настаивают все известные российские ученые, занимающиеся проблемами речевого развития: Е. Ф. Архипова, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.
В настоящее время в группу с задержками речевого развития включают следующих детей раннего дошкольного возраста (с 1, 9 до 3 лет):
• с функциональными задержками речевого развития;
• с задержками церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявятся как как тяжелые речевые и психические нарушения (алалия, дизартрия, РДА, РАС, ЗПР, УО);
•с задержками речевого развития, вызванными нарушениями слуха.
Органические ЗРР могут быть первичного и вторичного характера.
Первичные ЗРР могут носить дизартирический или алалический характер. Вторичные ЗРР обусловлены нарушениями психического и умственного развития, а также нарушениями слуха. Они могут быть вызваны аутизмом, задержками психического развития, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха.
Функциональные задержки речевого развития встречаются у 35% детей, органические ЗРР – у 65 % детей.
Среди ЗРР органического характера процентное соотношение таково:
• ЗРР алалического характера ( у 7-8% детей);
• ЗРР дизартирического характера (у 30-35 % детей);
• ЗРР, обусловленные нарушениями слуха (у 2,5 – 3 % детей);
• другое (55%).
Для детей с ЗРР органического характера специфическим является нарушение речевого онтогенеза, которое можно выявить уже в младенческом возрасте.
Задержка развития речи органического характера характеризуется наличием неврологических симптомов и общим отставанием психомоторного развития. Дети гиперактивны или заторможены, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности, моторно неловки, с трудом овладевают тонкими ручными движениями и навыками самообслуживания. У этих детей могут отмечаться задержка моторного развития, недостаточность внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии предметной и игровой деятельности.
В случае нарушения онтогенеза необходимо установить причину и выяснить, связано ли оно с первичным поражением нервной системы или является результатом других заболеваний, влияющих на психическое развитие.
До 3-х лет при отсутствии речи интеллект может быть сохранен. После 3-х лет отсутствие речи ведет за собой задержку развития всех психических функций. Отсутствие речи говорит о каком-то «неблагополучии» в развитии центральной нервной системы.
Программа развития языковых явлений, которая генетически должна была запуститься самостоятельно, по ряду причин НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ. Специфическая задержка, без грамотной коррекционной помощи и специального лечения после 3-х лет плавно переходит в более серьезное нарушение.



1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
– М., 2003.
2. Карелина И.Б. Факторы риска возникновения речевых нарушений у
детей от 0 до 3-х лет и способы их предупреждения. – Ярославль, 2013.
3. Карелина И.Б. Выявление факторов риска и предупреждение речевых
нарушений у детей от 0 ло 3 лет [Текст]: Материалы XVIII съезда Оториноларингология России, Том I / И.Б. Карелина. – СПб., 2011.