На III Всероссийском съезде дефектологов обсудили реализацию Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью на период до 2030 года

14 -15 ноября 2019г. Москва
«Проведение съезда – это важный шаг в процессе построения общества равных возможностей, когда внимание к вопросам всестороннего развития человека вне зависимости от его физических данных становится безусловным приоритетом и нормой жизни» – Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.

В рамках двухдневного мероприятия прошло обсуждение таких вопросов, как развитие российской дефектологии, профессиональная подготовка учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного образования, востребованность и престиж этих профессий.

15 ноября в Москве состоялось пленарное заседание III Всероссийского съезда дефектологов, организованного Минпросвещения России. В мероприятии приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы О.Н. Смолин, вице-президент Российской академии образования (РАО), академик РАО Н.Н. Малофеев.

В Съезде приняли участие более 800 представителей дефектологического сообщества из 78 субъектов Российской Федерации – руководители органов исполнительной государственной власти в образовании, образовательных организаций, в том числе 75 образовательных организаций высшего образования, руководители фондов, общественных и профессиональных объединений.

Организатором съезда выступило Минпросвещения России, оператором – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».


Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина выступила с докладом о государственной политике в сфере защиты прав детей с ОВЗ и инвалидностью. Она подчеркнула необходимость проведения фундаментальных научных исследований в сфере дефектологии.

Заместитель Министра информировала о разработке плана реализации Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью на период до 2030 года, ориентированной на обновление системы специального и инклюзивного образования.

– Для нас приоритетными направлениями являются совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с ОВЗ на разных уровнях образования и обеспечение специальных условий получения образования для их разностороннего развития. Нам важно поддерживать возможность выбора родителями образовательного маршрута ребёнка – в рамках инклюзии или коррекционного образования. И вне зависимости от этого выбора мы должны получать сопоставимые высококачественные результаты, – подчеркнула она.

Вице-президент РАО Н.Н. Малофеев в своём приветственном слове сделал акцент на необходимости более активного включения семьи в процесс непрерывного образования, воспитания и социализации детей с ОВЗ.

Руководитель Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов Ж.В. Порохина обратила внимание на развитие системы доступной среды.

Также Т.Ю. Синюгина рассказала, что ведомство активно дорабатывает профессионального стандарта «Педагога-дефектолога».

– Новый стандарт будет применим для специалистов по раннему возрасту, педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. По нашему мнению, это позволит повысить качество оказываемой обучающимся с особыми образовательными потребностями помощи, – сказала она.

Модераторами брифинг-площадки «Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог», где обсуждались профессиональный стандарт учителя-дефектолога, а также новые требования к его профессиональным компетенциям, выступили Президент Союза дефектологов Т.Б. Филичева и его исполнительный директор Г.В. Крюков. В рамках соглашения о создании Российско-Китайского Альянса специального образования в работе площадки приняли участие коллеги из Нанкинского университета специального образования.