ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов. Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный; согласный: звонкий – глухой, мягкий - твердый)
ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов. Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный; согласный: звонкий – глухой, мягкий - твердый)
Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова?
Изначально ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону. Он не воспринимает фонетическую сторону, то есть последовательность составляющих его звуков. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Оказывается, от умения правильно разбирать слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать. Ведь если ребенок не научится четко различать на слух слова (коза – коса), он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.
Что такое звуковая схема слова.
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Звонкий или глухой звук дети определяют, положив руку на горло.
Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий.
Если «не звенит» - глухой.
Мягкость и твердость звуков дети определяют на слух:
МЕЛЬ – звук ль - мягкий.
МЕЛ – звук л - твердый.
КОТ – звук К - твердый.
КИТ – звук Кь - мягкий.
Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим: Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]
Пишем НОЖ - говорим [НОШ]
Пишем СНЕГ- говорим [СНЕК]
Звуков Е,Ё,Ю,Я - не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий.
Если «не звенит» - глухой.
Мягкость и твердость звуков дети определяют на слух:
МЕЛЬ – звук ль - мягкий.
МЕЛ – звук л - твердый.
КОТ – звук К - твердый.
КИТ – звук Кь - мягкий.
Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим: Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]
Пишем НОЖ - говорим [НОШ]
Пишем СНЕГ- говорим [СНЕК]
Звуков Е,Ё,Ю,Я - не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.