"Развиваем связную речь ребенка"
У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых.
РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ РЕБЕНКА
Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл.
У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых. С ранних лет ребенок начинает понимать слова и их значения, но происхо-дит это не сразу. К концу первого года жизни ребенок в состоянии сложить фразу из двух слов, несколько позднее из трех и более слов. Чем длиннее фраза, тем сложнее она для детского восприятия. К пяти годам дети уже способны пересказывать неслож-ные рассказы, рассказывать сказки и строить предложения по 5-8 слов. Речь ребенка в дошкольном возрасте ситуативная, содержит помимо слов мимику, жесты.
В дальнейшем речь становится более связной, развитой и правильной. Переход к связному изложению проявляется в рассказах о каком-либо ярком событии, произо-шедшем в жизни ребенка. Развитие речи зависит от характера общения с окружающи-ми.
Выделяют основные методы развития связной речи:
• Разговор или беседа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В бе-седе важно задавать вопросы проблемного характера «Как?», «Почему?», «За-чем?».
• Развитие монологической речи детей — творческий рассказ ребенка о себе или о каком-нибудь произошедшем с ним событии;
пересказ ребенком услышанного текста (это могут быть рассказы о прошедшем
дне в саду, в гостях, о прогулке с друзьями и прочее).
• Сравнительное описание предметов, картин.
В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Родители могут предложить ребенку примерный план от-вета. Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с пер-вого раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, про-будить в нем активность и желание отвечать на вопросы.