"Как организовать занятие с ребенком дома"
Советы родителям
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. Детям необходима положительная оценка их деятельности. Старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!».
Чтобы Ваш ребенок развивался быстрее и увереннее, хвалите его почаще!
«Как организовать занятие с ребенком»
советы родителям
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже.Ø Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение:
чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Ø Содержание материала должно соответствовать детскому опыту:
Материал для игр и занятий с детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые ребенку ситуации. Если предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются.
Ø Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала: материал должен быть доступен для ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»). Взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу. Следует помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.
Ø Необходимо контролировать длительность занятия:
необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
Следует учитывать тот факт, что внимание детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию.
Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение ребенка на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что ребенок устал, либо продолжить и расширить ее, если у ребенка есть настроение и силы продолжать.
Ø Необходима четкая структура занятия: игра должна
иметь начало, продолжение и конец.
Чтобы информация лучше усваивалась ребенком, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. Рассмотрим в качестве примера игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры – «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в „Курочку и цыплят“ и т. п. Варианты окончания игры – „Курочка с цыплятами пошли домой“ (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются – до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности.
Ø Необходима смена видов деятельности:
Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями.
Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.
Отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
Ø Перенос знаний:
Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими в повседневной жизни.
Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.
Ø Детям необходима положительная оценка их деятельности
Старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!».
Чтобы Ваш ребенок развивался быстрее и увереннее, хвалите его почаще!