"Сказка учит говорить" - консультация для родителей

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Существенную роль в процессе развития связной речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.


                         

«Сказка учит говорить»

Сказка – спутник детства любого ребенка. Сказки о животных, волшебные сказки способны расцветить мир всеми красками. На несколько минут ребенок вместе со взрослым может перенестись в чудесный мир, наполненный невиданными героями и приключениями. Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка.                                                                           Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление. При систематическом рассказывании сказок, у ребенка развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги.                                                                                                                                                                      

Это важно:

  • Сказки детям предпочтительно рассказывать, а не читать по книге - это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда взрослый смотрит на ребенка, разговаривает с ребенком, он этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

  • Прежде чем начать рассказывать или читать сказку постарайтесь создать располагающую атмосферу. Необходимо подготовить ребенка к восприятию текста. Это могут быть звукоподражания (Как крякает уточка?); беседа (Кто по водичке умеет плавать?); рассматривание картинок и др. Ребенок должен чувствовать вашу интонацию и видеть мимику лица.

  • Рассказывать сказку нужно не торопясь, делая паузы, четко проговаривая звуки, дикция должна быть правильной, понятной. Говорите одни реплики громче, другие чуть тише, некоторые фрагменты сказки можно воспроизвести, припеваючи.

  • Рассказывать сказки нужно в лицах, подражая низкому и грубому голосу медведя, льстивой интонации лисы или печальному голосу обиженного зайца. Это поможет малышу не только  запомнить сказку, но и ярче представить ее героев. А чтобы история стала более оживленной, добавляйте в свое повествование различного диапазона возгласы, шумы и необычные звуки. Жесты, мимика, тембр голоса – всё это имеет немаловажное значение. Ведь малыш все чувствует, запоминает и повторяет.

  • Для развития речи необходимо обсуждение сказки, ее обыгрывание, сочинение и словотворчество.


Обсуждение сюжета сказки

После прочтения сказки обсудите с ребенком сюжет сказки и ее главных героев. Начните с простых вопросов. Более старшему ребенку задавайте вопросы более распространенные. Отвечая на ваши вопросы, ребенок будет выражать свою точку зрения, рассуждать и фантазировать. Варианты вопросов:

  • Кто больше всех понравился в сказке?
  • Кого тебе жалко?
  • Кем бы ты хотел быть в этой сказке и почему?
  • Как бы ты поступил на месте этого персонажа?
  • Как думаешь, почему так поступил герой?
  • Что случилось бы, если бы колобок покатился в поле?
  • Почему медведь не заглянул в короб?
  • Зачем Маша ела из всех тарелок в чужом доме?
  • А если бы у козлят в двери был глазок?                                                                                                                      

  • Инсценировка сказок                                                                                                                                                        Умение одновременно показывать и рассказывать сказку является показателем развития речи у ребенка.

В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.

К концу третьего года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что, безусловно, обогащает их значения и речевой опыт.

Кроме того, различные игры с персонажами, игры с пальчиковым и кукольным театром развивают артистические способности ребенка, уверенность в себе, помогают глубже понять смысл сказки. Если такие игры не увлекают малыша, попробуйте использовать любимую игрушку, которая будет просить ребенка рассказать ему новую сказку, тем самым тренируя его навыки пересказывания.


Творчество по сюжету сказки будет развивать мелкую моторику рук малыша. Техника работы может быть разнообразной в зависимости от наличия материалов и желаний ребенка: рисование карандашами, мелками, красками; раскрашивание картинок-раскрасок; лепка из пластилина; аппликация и т.д.

Чем больше вы вовлечены в процесс, тем больше удовольствия получит и ваш ребенок.

 

 ⁠