Игры для развития межполушарного взаимодействия
Использование игр для развития межполушарного взаимодействия является необходимым условием «включения» мозговой активности ребенка, способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.Чем лучше развиты межполушарные связи, тем лучше развиты у ребёнка интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
С середины XX века проблема межполушарного взаимодействия стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук. К межполушарному взаимодействию обращаются клиницисты, лингвисты, педагоги, и в частности, коррекционные педагоги.
Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Межполушарные связи предопределяют: качество восприятия и обработки информации; эмоциональную стабильность; координацию и баланс. Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет.
Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария.
Чем лучше развиты межполушарные связи, тем лучше развиты у ребёнка интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Использование игр для развития межполушарного взаимодействия является необходимым условием «включения» мозговой активности ребенка, способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями головного мозга.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга"
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Упражнения могут сопровождаться спокойной музыкой или ритмичными стишками.
Сначала нужно научить ребенка выполнять действия одной рукой:
захватывать, перебирать и перекладывать мелкие предметы;
выкладывать из палочек, мозаики, пуговиц;
крепить и снимать прищепки;
прокатывать массажный мячик.
Затем приступать к выполнению упражнений обеими руками.
«Колечко» - «Пальчики здороваются»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.
«Фонарики»
Фонарики горят – фонарики погасли.
одновременная смена позиции со словами: Левый фонарик горит - правая рука в кулаке, левая ладонь на столе, пальцы в стороны.
Правый фонарик горит – левая рука в кулаке, правая ладонь на столе, пальцы в стороны.
«Лягушка» - пальцы одной руки сжаты, другой выпрямлены, одновременная смена позиции со словами:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
«Оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
• «Мы играли в ладушки – жарили оладушки,
так пожарим, повернем и опять играть начнем».
• Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Как остынут, поедим
И воробышкам дадим.
• Ладушки, ладушки,
Мы пекли оладушки.
Белые, пушистые,
С коркой золотистою.
Были мы у бабушки
И пекли оладушки.
Все поели от души,
До чего же хороши.
Заборчик
Предлагаем ребенку одновременно крепить прищепки двумя руками к краю коробки или контейнера, проговаривая при этом текст. Руки двигаются навстречу друг другу. Одна рука прикрепляет прищепки слева направо, другая – наоборот.
Усложняя упражнение, можно предложить ребенку одно рукой крепить прищепки, а другой рукой снимать их.
Раз дощечка, два дощечка.
Вот заборчик у крылечка.
Раз, два, три, четыре.
Починить забор решили.
Бусы
Предлагаем ребенку перебирать бусы двумя руками, которые сначала двигаются навстречу друг другу, а потом «расходятся» в разные стороны. При этом ребенок произносит текст.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем бусины считать.
Раз, два, три, четыре,
Бусы перебрать решили.
Колючий мячик
Предлагаем ребенку покрутить массажный мячик пальцами обеих рук, которые совершают движение в разные стороны. Пальцы одной руки двигаются по мячику от себя, пальцы другой – к себе.
Я возьму колючий мяч.
Буду я его катать.
Раз, два, три, четыре.
Мячик покатать решили.
(Использованы материалы из вебинара Н.В.Нищевой)