"Занимаемся дома" Тема "Осенняя одежда"
Лексический материал и речевые игры по теме "Осенняя одежда, обувь и головные уборы" для детей старшего дошкольного возраста.
Тема «Осенняя одежда, обувь, головные уборы» Родителям рекомендуется:
1.Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года.
Следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение.
2.Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, рукава, застежка- молния, пуговицы, ….).
3.Дидактическая игра «Один – много».
Употребление множественного числа существительных.
Шапка – шапки; куртка – куртки; перчатка – перчатки; шарф – шарфы; и т.д.
4.Дидактическая игра «Большой – маленький».
Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Шапка – шапочка; куртка – курточка; сапоги – сапожки; и т.д.
5.Дидактическая игра «Подбери признак».
Куртка (какая?) - красная, теплая … .
Сапоги (какие?) – красные, теплые … .
Шарф (какой?) – красный, теплый … .
Пальто (какое?) – красное, теплое … .
6.Предложите ребенку назвать – «одежду» , «обувь», «головные уборы»;
Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
7.Вырезать и вклеить в альбом (тетрадь) картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов; или вместе с ребенком нарисовать их.
8.Прочитать и выучить стихотворение.
Дождик, дождик кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Общие речевые навыки
1.Развитие плавного длительного выдоха – упражнение «Листочки».
2.Артикуляционная гимнастика – общая:
Упражнения «часики», «качели», «посмотри вокруг», «футбол».
Пальчиковая гимнастика
Посчитаем в первый раз, (попеременные хлопки ладонями и
Сколько обуви у нас. удары кулачками по столу.)
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают
Для Наташки и Сережки, по одному пальчику, начиная с большого).
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки.
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Ввести в словарь
существительные: одежда, платье, сарафан, кофта, брюки, шорты, рубашка, майка, трусы, свитер, куртка, пальто, плащ, комбинезон, шапка, берет, кепка, платок, шарф, рукавицы, перчатки;
фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп;
рукав, капюшон, подол, застежка, пуговица, петля, молния, манжета;
обувь, ботинки, полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги, босоножки, сандалии, тапки; резина;
подошва, каблук, носок, задник, шнурки;
прилагательные: шерстяной, шелковый, меховой, трикотажный, вельветовый, резиновый, кожаный;
теплый, легкий, удобный, нарядный, осенний;
глаголы: носить, надевать, одевать, обувать, снимать, расстегивать (расстегивай ), застегивать (застегивай), развязывать, завязывать, вешать, ставить, складывать.
«Давайте поиграем»
1. «Четвертый лишний» (по картинкам, на слух)
свитер, куртка, сапоги, шарф;
платье, туфли, рубашка, шорты; и т.д.
2. «Подбери признак»:
куртка (какая?) – красная, теплая, меховая, новая, ... ;
шарф (какой?) - .... ; пальто (какое?) - .... ; сапоги (какие? ) - ... ;
3. «Веселый счет» - согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два –две :
одна рубашка, две рубашки, три рубашки, четыре рубашки, пять рубашек;
один шарф, два шарфа, ...., пять шарфов; и т.д.
4. «Чья, чей, чьи, чье?» - употребление притяжательных местоимений:
1) Это чья шапка? – Моя шапка.
Это чьи перчатки? – Мои перчатки.
Это чей шарф? – Мой шарф.
Это чье пальто? – Мое пальто.
2) Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:
моя – шапка, ....; мой – шарф, ... ; мои – перчатки, ... .
3) «Исправь ошибку» - понимание значений притяжательных местоимений:
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф, ... .
5. «Назови, какие» - образование относительных прилагательных:
сапоги из резины – резиновые сапоги; шапка из шерсти – шерстяная шапка; перчатки из кожи – кожаные ...; и т.д.
Составить описательный рассказ об одежде, обуви, головном уборе (по выбору).
Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».